Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ШТОРМ. КОТОРЫЙ НУЖНО ПЕРЕЖИТЬ
 
Зов моря. Мне кажется, что где-то в глубине души его слышит любой человек, живущий на побережье. Это призыв, который в прежние времена заставлял смельчаков отправляться за горизонт к далеким таинственным странам, навстречу неведомым опасностям. Это тот же зов, который манит пловца заплывать все дальше и дальше от берега, когда страх от увеличивающейся под тобой глубины борется с восхищением от неохватности распахивающегося простора.

Этот зов лучше всего слышен в юности, в том нежном возрасте, когда желание связать свою жизнь с морем еще не обременено меркантильными соображениями о материальных выгодах будущей профессии.
Именно для таких романтиков моря уже многие годы в нашем городе существует Флотилия юных моряков. По сути, она представляет собой своеобразный клуб для ребят, планирующих освоить морскую специальность. Флотилия была создана в 1968 году по инициативе тогдашнего начальника ЧМП А.Е. Данченко. В ее задачу входила подготовка школьников к поступлению в морские учебные заведения. Уже в первые годы существования количество учащихся выросло с 15 до 300. А всего за все время ее работы Флотилию окончили более четырех тысяч человек. Среди них был и автор этих строк. Признаюсь сразу, моряком я так и не стал, но зато сохранил о времени, проведенном во Флотилии, самые теплые воспоминания. Поэтому мне особенно было интересно посмотреть, как живет она сегодня, и сравнить увиденное с той Флотилией, которую я помню.
А я хорошо помню, как солнечным летним днем впервые пришел во Флотилию подавать документы. Тогда ее летняя база находилась на старом теплоходе 'Экватор', в те времена стоявшем на приколе в яхт-клубе. Какое чувство восхищения вызвала каюта капитана, в которой располагалась администрация. Оббитые деревом стены, модели парусников, глобус и... запах, ни с чем не сравнимый запах, который бывает только в судовых помещениях.
В детстве я был уверен, что это и есть запах далеких странствий - пусть даже судно уже давно не выходит в море, все равно оно пропитывается этим ароматом на всю оставшуюся жизнь. Такая же особая морская атмосфера наполняла и учебные аудитории, находившиеся во Дворце моряков на Приморском бульваре, - модели кораблей, настоящие судовые приборы, на стенах - стенды с образцами морских узлов, плакаты с изображениями эсминцев и подводных лодок. Наверное, любой одессит, даже самый заядлый сухопутный домосед, оказавшись в таком помещении, почувствует давно забытую мечту о кругосветных путешествиях и далеких морских походах. Что уж говорить о нас, тринадцатилетних мальчишках!
Сейчас Флотилия находится в другом месте - лет десять назад она переехала в здание бывшей мореходной школы по улице Приморской,1. Здесь, конечно, уже нет величавой солидности Дворца моряков, но в учебных классах по-прежнему висят те же плакаты и стенды, во многом прежним остался и преподавательский коллектив. Например, капитан-директор Флотилии Георгий Андреевич Бочковский, который работает здесь в течение 22 лет. Естественно, что первые мои вопросы касались того, что изменилось в жизни Флотилии за прошедшие годы. Георгий Андреевич рассказал, что сократилось количество специальностей, по которым проводится подготовка юных моряков. Если раньше было четыре отделения - судоводительское, судомеханическое, электротехническое,радиотехническое и судомодельное, то сейчас оставили только два первых, как наиболее востребованные на сегодняшний день на флоте. Еще одно новшество - в последние годы стали принимать на учебу девочек (раньше здесь занимались только юноши). Что касается учебных программ, то они остались практически неизменными. Ребята изучают историю флота, устройство судна и военного корабля, основы выбранной ими специальности. При переходе с курса на курс учащиеся сдают зачеты, а в конце третьего курса - экзамен, по итогам которого выдается свидетельство об окончании Флотилии юных моряков. Впрочем, любой выпускник. хорошо помнит эту систему обучения по собственному опыту.
Я помню уроки зимними вечерами, когда наш преподаватель, точнее, капитан-наставник, как это называется во Флотилии, Андрей Борисович Михайлов рассказывал нам о кровопролитных морских сражениях, о крупнейших катастрофах и смелых походах в поисках новых открытий. Мы изучали хитроумное устройство судовых механизмов, вращая на переменах колесо большущего макета двигателя и пытаясь разобраться во всех тонкостях рабочего цикла четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Мы постигали не такую простую, как может показаться на первый взгляд, науку вязания морских узлов и заучивали, как таблицу умножения, азбуку флажного семафора. А помимо всего этого, на каждом занятии тренировались в беге и подтягивании на перекладине - ведь в зачет входила не только теоретическая, но и спортивная подготовка. Кстати, к зачетам приходилось готовиться ничуть не меньше, чем к школьным экзаменам, опрос по пройденному материалу был достаточно строгим. А сдача нормативов по прикладным видам спорта - вязанию узлов, лазанию по канату, флажному семафору и подтягиванию на перекладине - превращалась в настоящие соревнования. И до сих пор я с гордостью вспоминаю, что в двух последних дисциплинах показывал лучшие результаты в своей группе. Все это происходило в зимний период обучения, летом же начиналось самое интересное - морская практика. Как, интересно, нынче с этим обстоят дела во Флотилии?
 
  
 

* * * Георгий Андреевич Бочковский * * *

- Как и прежде, каждое лето, с мая по август, занятия проходят на летней базе, которая находится в яхт-клубе, - рассказывает Георгий Андреевич. - Ребята на практике изучают управление шлюпкой, хождение на веслах и под парусом, участвуют в гребно-парусных гонках и шлюпочных походах. Правда, теперь у нас нет 'Экватора', на котором раньше располагались учебные классы и складские помещения, - он был попросту продан на металлолом за границу.
Что ни говори, а трудяга 'Экватор' все же достоин лучшей участи. Это был заслуженный теплоход. Еще в 50-х годах, будучи учебным судном Одесского высшего мореходного училища, он совершал рейсы вокруг Европы с курсантами мореходных училищ Ленинграда, Таллинна, Херсона и Одессы на борту. Об этих походах рассказывает книга Всеволода Лысенко 'Вокруг Европы на 'Экваторе', изданная в 1957 году в Одессе. Ну а потом, как уже было сказано, 'Экватор' предоставил свои каюты в качестве учебных классов юным морякам Флотилии. Тут мы выслушивали наставления по технике безопасности, а потом, нагрузившись веслами и спасательными жилетами, садились в шестивесельный ял и бороздили вдоль и поперек акваторию яхт-клуба, натирая на руках 'гребные' мозоли. Поднаторев, мы уже стали выходить в 'открытое' море и учились ставить парус, который не упускал случая наказать нас за нерасторопность, больно хлестнув развевающимися на ветру незакрепленными снастями. Ну а самым интересным моментом летней практики, несомненно, был морской поход на учебном судне 'Юность'. Впечатления от такой практики были непередаваемые. Да что говорить! Вы только представьте себе, что должны были чувствовать четырнадцатилетние мальчишки, отправившись в самый настоящий рейс, открывая для себя невиданные доселе Ялту, Батуми, Севастополь! В каждом городе для нас организовывались многочисленные экскурсии, но, помимо развлечений, мы еще и на практике изучали основы специальности судомеханика. Справедливости ради надо заметить, что, побывав в работающем машинном отделении - тесном, жарком и грохочущем, многие из нас решили, что, пожалуй, ошиблись с выбором будущей специальности. Довелось нам во время практики также изведать, что такое шторм, который потрепал нас во время одного из переходов. Как шутили потом наши наставники, мы приняли боевое крещение морем. Такие вот воспоминания остались о походе на 'Юности'. Искренне жаль нынешнее поколение учащихся Флотилии, у них этого уже нет.
 
  
 

- Лет пять-шесть назад ЧМП от нас фактически отказалось, - продолжает рассказ Георгий Бочковский. - Тогда нам пришлось искать поддержки, и нашли мы ее в лице тогдашнего председателя Центрального совета профсоюза работников морского транспорта Украины Василия Алексеевича Зубкова, который сейчас является начальником Николаевского морского торгового порта. Он согласился взять Флотилию под опеку профсоюза и поручил заняться нашими делами Александре Ивановне Цехович - директору судомодельного клуба 'Альбатрос', который также состоит при ПРМТУ. С тех пор в нашем названии появилось слово 'Альбатрос'. Что ж, хорошо, что нашлись люди, которые помогли Флотилии, если можно так выразиться, остаться на плаву, сохранить и материально-техническую базу, и преподавательский коллектив, и былые традиции. Жаль только, что в прошлом осталась такая традиция, как специальная форма учащихся Флотилии, ношение которой во время занятий было всеобщим и обязательным требованием. Впрочем, мы и сами с удовольствием надевали эту форму. Еще бы - синий китель со сверкающими пуговицами с якорями, погоны, значки, нашивки. Это вам не унылый школьный пиджак! Помню, как однажды вместо занятий нас отправили в спорткомплекс 'Олимпиец' на открытие морской спартакиады среди экипажей судов, стоявших в Одесском порту. Во время парада участников соревнований мы несли таблички с названиями судов, среди которых было немало и зарубежных. С каким интересом смотрели иностранные моряки на нас, пацанов, облаченных в настоящие мундиры! А какую гордость испытывали мы в тот момент - за себя, за Флотилию, за Одессу, за страну, в конце концов!
Причина, по которой администрации Флотилии пришлось отменить ношение формы, проста и банальна. По словам капитан-директора, она уже не может, как в прежние годы, выдавать учащимся форму за символическую плату, а родители самих ребят также не в состоянии приобрести комплект недешевого обмундирования. Поэтому приходится юным морякам во время каких-то торжественных мероприятий пришивать самодельные погоны на обычные белые рубахи. Ну да ладно, все-таки важнее не то, какая форма на учащихся, а сами ребята, то, что они продолжают увлекаться морскими профессиями.
- Дети-то к нам идут, - грустно улыбаясь, констатирует Бочковский. - Все последние годы у нас стабильно занималось по 250 - 300 человек. Но тут возникло одно 'но'. С нынешнего года Центральный совет ПРМТУ решил ограничить финансирование Флотилии. Нам предложили ввести платное обучение (до сих пор, за все годы существования Флотилии, обучение в ней было бесплатным) - 30 гривен в месяц. Деньги, конечно, по нынешним временам небольшие, но дело в том, что у нас учится много ребят из малообеспеченных и неполных семей, а для них такая оплата не по карману.
Вот такой неприятный 'сюрприз' ожидал Флотилию с началом нынешнего учебного года. По словам капитан-директора, сейчас, по сути, решается вопрос быть или не быть Флотилии. И все же не хочется заканчивать рассказ на грустной ноте (и так в этом очерке я что-то уж слишком часто употреблял слово 'жаль'). Не может исчезнуть такое учебное заведение. Ведь сейчас много говорится о необходимости реформирования системы образования, об использовании западноевропейского опыта, а одно из отличий европейского образования от отечественного заключается в ранней специализации, когда учащиеся уже в 13 - 14 лет осваивают основы выбранной специальности. Учеба во Флотилии как раз и является такой специализацией для ребят, избравших морские профессии. За все годы существования этого учебного заведения свидетельство о его окончании было весомым 'плюсом' при поступлении в любые мореходные училища, вплоть до высших. Уверен, что в этом отношении ничего не изменилось и сейчас.
- В какое мореходное училище ни поступали бы наши выпускники, даже в Морскую академию, администрация этих учебных заведений знает, что свидетельство об окончании Флотилии - это гарантия того, что парень уже обладает первоначальными навыками и знаниями будущей специальности, что он уже не понаслышке представляет себе работу на флоте, - говорит Бочковский. - Бывает, что некоторые избирают себе сухопутные профессии. Но всем нашим первокурсникам я говорю: за время учебы во Флотилии вы окрепнете физически, оздоровитесь во время летней практики, узнаете много интересного и обретете настоящих друзей. Даже если потом моряками не станете, жалеть о времени, проведенном во Флотилии, вам никогда не придется.
Под этими словами могу подписаться, как говорится, обеими руками. Я моряком не стал, из моих одноклассников, учившихся во Флотилии вместе со мной, кто-то ходит в море, кто-то работает на суше. Но все мы вспоминаем о Флотилии с самыми теплыми чувствами. Уверен, что эти же чувства разделяют сотни мужчин и юношей, учившихся во Флотилии тридцать, двадцать, десять, пять лет назад. Возьму на себя смелость от имени всех этих людей сказать, что Флотилия должна существовать, не может исчезнуть этот клуб юных романтиков, являющийся одной из славных традиций нашего города. Я верю, что Флотилия преодолеет очередной шторм и впереди ее ждет большое и счастливое плавание.


Андрей ПОЛЯКОВ
'Одесский вестник' 23 ноября 2002 года

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

 
  
 
Летом 1975 года 200 курсантов ФЮМ ЧМП ходили на т/х "Онега" из Одессы в г. Горький для участия в Первом Всесоюзном слете Флотий Юных Моряков СССР.
Фото любезно предоставил г-н Александр Соснин. http://www.infoflot.ru/forums/index.php?showtopic=231&st=75

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
P.S.
Очень интересную историю, как т/х "Юность" чуть Генсека Л.И.Брежнева не утопил, можно прочесть в этом же разделе ;)
 
Никнейм agents зарегистрирован!
При использовании материалов сайта ссылка на http://agents.sitecity.ru - ОБЯЗАТЕЛЬНА ! ! ! ♪ ♥ ♠ ♣ ♦ ♫ AlexP's games Бобыч.Ру - все, что нужно! Рейтинг TopSport Jewel TOP 20 UA-RU Переводчик - Uaportal.com Животные: собаки, кошки, аквариумные рыбки, птицы, лошади, попугаи, грызуны, рептилии, амфибии, членистоногие, дикие животные; фото животных, картинки, обои животных; породы собак, породы кошек; клички собак, клички кошек, клички животных; форумы о животных, рефераты, голоса животных, консультации Одессика The Ocean Rowing Society
Каталог с прямыми ссылками
ФОБОС: погода в г.Одесса
Era.com.ua - Сервер Объявлений, Каталог сайтов
Обмен ссылками
Проголосовать за этот сайт в рейтинге!
 


Большой ассортимент запчастей: глушители, крылья, подвеска, бамперы, амортизаторы Рено | Безоперационная ультразвуковая липосакция | Романтика круизов по морям и рекам